МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ТЕРРИТОРИИ ИДРИНСКОГО РАЙОНА» НА 2017 — 2025 ГОДЫ

I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1. Государственная политика органов местного самоуправления в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С учетом задач, поставленных в «Региональной программе повышения качества жизни граждан пожилого возраста на территории Красноярского края» на 2014 — 2018 годы, сформирована муниципальная программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Идринского района» на 2017—2025 годы (далее — программа).

2. Неудовлетворительное состояние здоровья, невысокий уровень доходов, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном возрасте — характерные черты положения значительной части пожилых людей.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей их окружающих.

Основная часть пожилых людей, особенно после выхода на пенсию по достижению пенсионного возраста, оказывается низко адаптированной к новым отношениям в силу неустойчивого материального положения, невозможности собственными силами изыскать способы его улучшения, существенно изменить стереотипы своего экономического поведения. У неработающих пенсионеров сильнее выражено чувство социальной незащищенности.

В 2015 году в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 14 граждан пожилого возраста, 14,3% из них нашли работу (доходное занятие).

3. По состоянию на 01.07.2016 на учете в органах социальной защиты населения района состоят 7738 человек, получающих различные виды социальной помощи, при этом наибольший удельный вес среди получателей государственных услуг в отрасли — более 52% — занимают граждане пожилого возраста и лица с ограниченными возможностями.

Социальная поддержка, с учетом особенностей контингентов получателей, осуществляется в самых разнообразных формах:

в денежной форме — в виде ежегодных, ежемесячных и разовых денежных выплат, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме;

в натуральной форме — бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;

в форме льгот — внеочередной прием в учреждениях социального обслуживания;

в форме услуг — организация оздоровительных мероприятий, предоставление услуг социального обслуживания.

4. Основными мерами социальной поддержки граждан пожилого возраста, в том числе ветеранов труда Российской Федерации, тружеников тыла, реабилитированных лиц, ветеранов труда края, пенсионеров, не имеющих льготного статуса, в сфере здравоохранения являются:

предоставление мер социальной поддержки по получению лекарственной помощи;

предоставление мер социальной поддержки в части бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов Ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий.

Медицинская помощь гражданам пожилого возраста осуществляется в полном объеме в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи в учреждениях муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства.

В целях повышения доступности для граждан пожилого возраста первичной медико-санитарной помощи в районе проводится работа по долечиванию пациентов на койках дневного стационара. При необходимости по тяжести состояния – лечение на койках круглосуточного стационара. Лечение лиц пожилого возраста с ОНМК в первичном сосудистом центре межрайонной больницы г.Минусинска.

Для проведения углубленной диспансеризации населения, в том числе лиц пожилого возраста, осмотр проводится бригадой врачей районной поликлиники.

В Идринском районе обеспечение лекарственными средствами в отдаленных населенных пунктах проводится медицинскими работниками – фельдшерами ФАПов, в районном центре – силами социальных работников.

Доставка лекарств гражданам, из числа находящихся в трудной жизненной ситуации, обратившихся в учреждение социального обслуживания, в разовом порядке, осуществляется в разовом порядке специалистами отделений срочного социального обслуживания (участковой социальной службы).

5. Не менее важным направлением социальной поддержки граждан является социальное обслуживание, характеризующееся расширением спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, — гражданам пожилого возраста.

На территории района функционирует МБУ «КЦСОН Идринского района», которое предоставляет различные социальные услуги всем гражданам пожилого возраста и инвалидам. В учреждении социального обслуживания, предоставляющем гражданам пожилого возраста услуги на дому и в нестационарных условиях, ежегодно обслуживается до 2500 граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе около 500 человек в отделениях социального обслуживания на дому.

С целью оперативного и адресного подхода к решению проблем граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности, а также организации работы по выявлению нуждающихся граждан и сокращению очередности на надомное обслуживание, внедрена форма социального обслуживания по участковому принципу — участковые социальные службы. В МБУ «КЦСОН Идринского района» работает 12 участковых специалистов по социальной работе, которые ежегодно обслуживают около 1200 человек, проживающих в селах района. Создание участковых социальных служб признано одной из наиболее эффективных форм работы с сельским населением. Организация социальных услуг по участковому принципу особенно актуальна для граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

В перечень услуг входят мероприятия, направленные на выявление и учет граждан пожилого возраста, нуждающихся в мерах социальной поддержки и (или) оказании адресной помощи, содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов граждан старшего поколения, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, содействие в обеспечении временного жилого помещения, содействие в экстренной психологической помощи с привлечением соответствующих специалистов, содействие в сборе и (или) оформлении документов для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.

Для эффективной работы с населением из числа граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленных населенных пунктах района, осуществляется прием граждан специалистами по социальной работе на территории сельских администраций, которые оказывают содействие в сборе и оформлении документов на предоставление мер социальной поддержки, консультируют граждан по вопросам социального обслуживания и получения адресной материальной помощи, оказывают содействие в сопровождении граждан в территориальные органы исполнительной власти, многофункциональный центр.

Ведется работа по реализации Закона Красноярского края от 08.07.2010 г. № 10 – 4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае (далее — Закон о приемных семьях). В рамках данного направления проводится работа по информированию населения об условиях организации приемных семей. Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на организацию пропаганды через СМИ, информационные буклеты по оказанию поддержки гражданам пожилого возраста со стороны их семьи.

Ведется активное сотрудничество с представителями общественных объединений, волонтерских движений, добровольческих организаций для оказания социальной помощи разового характера гражданам пожилого возраста.

В целях обеспечения доступности, повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания проводится системная работа, направленная на:

совершенствование деятельности учреждения социального обслуживания, ее модернизацию и развитие, адаптацию к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;

расширение охвата граждан и спектра социальных услуг за счет привлечения волонтеров;

укрепление материально-технической базы учреждения социального обслуживания населения и сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населением;

решение кадровых проблем за счет переподготовки кадров, проведение аттестации и стимулирования деятельности работников, в том числе и за счет средств, приносящих доходы.

6. В районе зарегистрировано 2 общественные организации, в том числе:

Местное отделение Всероссийского общества инвалидов (руководитель – Богнер В.В.);

Идринский районный Совет ветеранов (руководитель – Калинина Г.А.),

деятельность которых напрямую связана с гражданами пожилого возраста.

7. Качество жизни пожилых людей зависит, в том числе, от организованности досуга, доступности культурных ценностей и услуг, уровня образования. Участие пожилых людей в различных видах художественного и прикладного творчества способствует реализации их духовного и культурного потенциала, расширяет возможности социокультурной адаптации.

В организации работы по обеспечению гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной жизни активное участие принимают учреждения культуры.

В целях развития творческой активности людей пожилого возраста, расширения их социокультурных контактов в учреждениях культуры клубного типа функционируют клубные формирования.

В муниципальных культурно-досуговых учреждениях края клубного типа для людей пожилого возраста работает 54 клубных формирований с общим охватом участников 175 человек. Самыми распространенными клубными формированиями являются познавательно-просветительные клубы по интересам, оздоровительные, досугово-коммуникативные.

Для максимального вовлечения людей пожилого возраста в активную культурно-досуговую деятельность муниципальными учреждениями культуры на бесплатной основе проводятся мероприятия различные по форме и содержанию: концертные программы, тематические вечера, встречи, лекции-беседы, интеллектуальные и развлекательные программы, успешно проводятся совместные мероприятия для ветеранов и молодежи. Ежегодно проводится цикл мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню пожилых людей и т.д...

Библиотеки, музей, клубные учреждения активно сотрудничают с учреждениями социального обслуживания района в части организации и проведения совместных мероприятий, участия в проектах и культурно-просветительской деятельности.

При проведении платных мероприятий муниципальные учреждения культуры устанавливают льготы для многодетных семей и инвалидов, в том числе для людей пожилого возраста.

Вовлеченность людей в процесс непрерывного образования является одним из существенных показателей качества жизни человека в любом возрасте, в том числе пожилом. Для решения задачи вовлечения людей пожилого возраста в образовательный процесс с 2013 года в МБУ «КЦСОН Идринского района» открыт Университет «Серебряный возраст». Слушателями 4 факультетов («Социальный туризм», «Декоративно-прикладное творчество», «Компьютерная грамотность», «Домашняя академия») уже стали более 60 человек из числа пенсионеров.

Кроме того, создана «Школа ухода» для пожилых и инвалидов, обеспечивающая процесс получения знаний ухода за тяжелобольными людьми, гражданами с нарушением самообслуживания, решения социально- медицинских проблем людей пожилого возраста.

На базе учреждения Комплексного центра социального обслуживания населения организована клубная и кружковая работа: Клуб декоративно-прикладного творчества «Вдохновение», кружок вязания «Паутинка» и Швейная мастерская, где люди могут реализовать свой творческий потенциал; Интернет-клуб «Альтернатива» с возможностью доступа в сеть Интернет, а также, позволяющий обучать пожилых людей пользоваться информационно-коммуникационными технологиями в повседневной жизни; Спортивно-оздоровительный клуб «Виринея», психологическая гостиная «Тайны души» содействуют ведению здорового образа жизни и развитию социального туризма.

8. В рамках утверждаемых Государственных и муниципальных программ в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты разработан и проводится комплекс мероприятий, направленных на:

дальнейшее совершенствование социального обслуживания и оказания медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;

содействие ведению здорового образа жизни;

развитие социального туризма;

внедрение в работу социальных служб механизмов частно-государственного партнерства;

обеспечение социального сопровождения пожилых граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;

совершенствование независимой системы оценки качества работы учреждений, предоставляющих социальные услуги;

обучение пожилых граждан компьютерным технологиям и обеспечение доступности для них компьютерной техники, в том числе оснащение такой техникой ветеранских организаций;

повышение доступности для людей пожилого возраста объектов здравоохранения, культуры и спортивных объектов, учреждений социального обслуживания населения;

совершенствование физкультурной работы с данной категорией граждан и подготовка необходимых для этой работы кадров.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

1. Основной целью программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для повышения качества и уровня жизни пожилых людей, степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

В связи с этим в районе проводится работа по:

формированию равных возможностей для граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечению доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры за счет оснащения социально значимых объектов пандусами, входными группами;

обеспечению доступа к информационным технологиям;

развитию социального партнерства органов местного самоуправления с общественными организациями, поддержки добровольческой деятельности (волонтерства);

повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе по совершенствованию системы государственной поддержки граждан пожилого возраста на основе адресности в предоставлении социальной помощи;

повышению качества и доступности социального обслуживания населения;

привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу оказания социальных услуг населению;

формированию высокопрофессионального кадрового потенциала, повышению престижности и привлекательности труда работников отрасли.

2. Реализация основной цели программы достигается решением следующих задач:

1) правовое и информационное обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста;

2) укрепление социальной защищенности граждан пожилого возраста;

3) укрепление здоровья граждан пожилого возраста;

4) повышение качества, доступности, безопасности предоставления услуг гражданам пожилого возраста государственными, муниципальными учреждениями в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания;

5) формирование системы совершенствования коммуникационных связей и развития интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста;

6) создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для эффективной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, внедрение в работу учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания механизмов частно-государственного партнерства, поддержка общественных организаций ветеранов, действующих на территории района;

7) организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста;

8) кадровое обеспечение деятельности по работе с гражданами пожилого возраста.

Таким образом, реализация мероприятий программы позволит органам местного самоуправления, а также краевым и муниципальным учреждениям района своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные обязательства, провести системные мероприятия, направленные на усиление социальной поддержки граждан, повышение качества и эффективности работы.

3. Ожидаемые результаты реализации, контрольные показатели.

Социально-экономическая эффективность реализации программы оценивается по достижению планируемых результатов по годам и по итогам реализации в целом, а также по исполнению установленных целевых индикаторов и показателей результативности, приведенных в графе «Ожидаемый результат (индикаторы)» раздела III настоящей программы.

Социально-экономическая эффективность программы заключается:

в улучшении условий жизни пожилых людей и повышении ее качества путем оказания различных видов помощи, адресных выплат, определенных программными мероприятиями;

в усилении активности общественных ветеранских организаций и повышении роли граждан старшего поколения в общественной жизни.

Реализация мероприятий программы в 2017 — 2025 годах позволит создать достойные условия жизни для граждан пожилого возраста, обеспечит возможность самореализации жизненно важных потребностей указанной категории граждан.

4. Механизм реализации программы.

Реализация программы осуществляется за счет средств местного бюджет, а также за счет внебюджетных источников финансирования.

В реализации мероприятий программы участвуют:

управление социальной защиты населения администрации Идринского района;

КГБУ «Идринская районная больница»;

отдел культуры, спорта и молодежной политики администрации Идринского района;

Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения

Идринского района» (далее – центр занятости населения);

МБУ «КЦСОН Идринского района»

КГАУ «Редакция газеты «Идринский вестник».

Финансирование мероприятий осуществляется в соответствующих формах, предусмотренных статьями 69, 69.1Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках лимитов бюджетных ассигнований, доведенных финансовым управлением администрации Идринского района до главных распорядителей бюджетных средств на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

Осуществление закупок и поставок оборудования, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации мероприятий программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Организация управления программой, порядок отчетности по результатам исполнения:

Мониторинг исполнения мероприятий, достижения конечного результата программы осуществляет администрация Идринского района.

6. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение программы).

Мероприятия программы реализуются за счет текущего финансирования учреждений и организаций, а также за счет внебюджетных источников финансирования.

Средства, необходимые для обеспечения деятельности специалистов, осуществляющих реализацию мероприятий программы, учитываются в текущем финансировании органов местного самоуправления, а также в общем объеме субвенций, направляемых бюджету муниципальному образованию Идринский район на реализацию переданных отдельных государственных полномочий.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =