Субсидия на оплату ЖКХ: принцип начисления и размер выплат

 Какие документы регламентируют предоставление гражданам субсидий на оплату ЖКУ с учетом доходов?

Право граждан на субсидии закреплено в статье 159 Жилищного Кодекса РФ. Правила предоставления субсидий утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В Красноярском крае действует закон «О социальной поддержке населения при оплате жилья коммунальных услуг».

 

Кто имеет право на эту государственную услугу?

Право распространяется на достаточно широкий круг населения. Субсидии могут оформить не только собственники квартиры, но и пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, а также наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде. Данной мерой социальной поддержки могут воспользоваться как семьи, так и одинокие люди, чьи доходы несоразмерны стоимости ЖКУ. При этом для получения субсидии не требуется наличие статуса малоимущей семьи, зачастую ее получателями являются семьи, в которых среднедушевой доход выше уровня прожиточного минимума.

Необходимо отметить, что непременным условием для предоставления субсидий гражданам является постоянная регистрация по месту жительства и отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

 

Получается, если за услуги ЖКХ у гражданина накопилась задолженность, он теряет право на субсидию, в том числе жилищную?

Наличие задолженности по оплате ЖКУ в наше время, к сожалению, не редкость. Субсидия назначается только при отсутствии задолженности, но и эта проблема решаема. Семьи, имеющие задолженность за коммунальные услуги, могут оформить субсидию, если оплатят всю задолженность, либо заключат соглашение о погашении задолженности с организациями, предоставляющими ЖКУ, и своевременно будут вносить как текущие платежи, так и по графику погашения задолженности.

 Как показывает практика, вопрос наличия задолженности у граждан льготных категорий (в особенности у бюджетников села и педагогических работников) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг остается актуальным в нашем районе.

Еще раз хочу напомнить, что при наличии у получателя мер социальной поддержки задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (например, по электроэнергии, водоснабжению, капитальному ремонту, жилищной услуге) за два и более месяца (необязательно подряд) предоставление субсидий приостанавливается для выяснения гражданами причин ее возникновения. Им направляется уведомление, в котором указана организация, передавшая информацию о наличии задолженности по каналам межведомственного взаимодействия, и куда им необходимо обратиться для выяснения причин. А для возобновления выплат в УСЗН необходимо предоставить либо акт сверки, либо справку об отсутствии задолженности.

В настоящее время УСЗН получает информацию по платежам и долгам граждан от трех организаций, в том числе ЗАО «Заря», УК «Уют», ПАО «Красноярскэнергосбыт», и регионального оператора.

Бывает, что после сверки показаний счетчиков и платежей за потребленную энергию, воду задолженность не подтверждается, однако, часто причиной возникновения задолженности по электроэнергии и водоснабжению становятся:

  1. Не подача либо не своевременная подача фактических показаний счетчика,

  2. Не своевременная, т.е. не ежемесячная, либо не полная оплата за потребленную электроэнергию или водоснабжение.

Согласно порядку предоставления коммунальных услуг, граждане обязаны вносить плату за потребленные услуги в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором получены услуги. Например, за май месяц граждане должны подать показания до первого июня, в том числе и по воде, а оплатить до 10 июня, и так каждый месяц.

Но если гражданин в течение месяца не прояснил ситуацию по задолженности или не оплатил её, не представил в УСЗН акт сверки, по которому прослеживается отсутствие задолженности, либо справку об отсутствии задолженности, то выплата субсидий прекращается. И для возможности получения всех видов субсидий необходимо обращение с полным пакетом документов, как для нового назначения. В данном случае, возможна потеря денежных средств за месяц или более, в зависимости от того, когда последует новое обращение.

Какие документы необходимы для подачи заявления на субсидию с учетом доходов (жилищную субсидию)? Куда необходимо обратиться с ними?

Пакет документов на предоставление субсидии довольно объемный, что зачастую является одной из причин нежелания граждан воспользоваться данным видом социальной поддержки.

Законодательство края предусматривает сокращение необходимого перечня документов на субсидии путем использования системы межведомственного взаимодействия. В настоящее время граждане полностью освобождены от обязательного предоставления сведений о своих доходах из Пенсионного фонда, Центра занятости населения.

С заявлением на предоставление субсидии граждане вправе обратиться в МФЦ или в Управление социальной защиты населения, либо подать заявление в электронной форме посредством использования федеральной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

 На какой срок предоставляется субсидия?

Решение о предоставлении субсидии принимается Управлением социальной защиты в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления при условии предоставления полного пакета документов. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев, по истечении которых гражданам необходимо вновь обратиться в Управление (или в МФЦ) за новым назначением субсидии. Если говорить о конкретных сроках назначения субсидии и периодах её выплаты, то здесь все зависит от подачи документов заявителем. При предоставлении документов с 1-­го по 15­-е число субсидия назначается с месяца обращения. Если же указанные документы представлены с 16­-го числа до конца месяца, то субсидия назначается только с 1­-го числа следующего месяца.

Согласно действующему законодательству субсидии переводятся на счета граждан до наступления сроков оплаты коммунальных платежей, т.е. не позднее 10 числа следующего месяца.

 

Наших читателей интересует, как рассчитывается жилищная субсидия на оплату коммунальных услуг, от чего зависит её размер?

Субсидия на оплату ЖКУ действительно носит расчетный характер, т. е. предоставляется гражданам не в твердой фиксированной сумме в отличие от других мер социальной поддержки. Размер зависит от многих факторов, и рассчитать её самостоятельно практически невозможно. Основные составляющие, от которых зависит расчетная сумма субсидии, следующие: региональный стандарт стоимости ЖКУ, региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ, уровень прожиточного минимума и уровень доходов граждан.

Самый простой вариант расчета субсидий мог бы выглядеть так: берем фактическую оплату ЖКУ и размер совокупного дохода семьи. Размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных расходов в Красноярском крае составляет 22 процента от совокупного дохода семьи. Если размер фактической оплаты ЖКУ превышает эти 22 процента, то ­ полагается субсидия (как раз на возмещение разницы между стоимостью ЖКУ и максимальной долей расходов на них). Но на практике такой подход невозможен, так как все наши граждане живут в неравных жилищных условиях. Есть семьи из пяти человек, которые «ютятся» в жилых помещениях площадью 28 квадратных метров, и есть одинокие граждане, проживающие в трех — четырехкомнатных квартирах. Поэтому фактический размер ЖКУ не может являться отправной точкой для расчета субсидий. Действующим федеральным законодательством предусматривается при расчете субсидии использование регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Исходя из этой нормативной площади жилого помещения и рассчитывается субсидия. Не имеет значения, в какой квартире фактически живет гражданин, он имеет право на субсидию. Для наглядности можно привести следующий пример: гражданин обращается за субсидией, площадь жилого помещения составляет 48 квадратных метров, проживает один, следовательно, субсидия будет начислена ему в соответствии с нормативной площадью на 33 кв. м, а разницу ­ 15 кв. м он должен оплатить за счет собственных средств в размере 100%.

 

Каким образом влияет уровень прожиточного минимума на размер субсидии?

Уровень прожиточного минимума используется для расчета максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ в каждом конкретном случае.

Следует обратить внимание на то, что при расчёте субсидий величина прожиточного минимума у каждой семьи будет своя, с учётом членов семьи ­ людей трудоспособного возраста, детей или же пенсионеров, т. е. в зависимости от социально­-демографического состава семьи.

 

Исходя из вышесказанного, субсидия напрямую зависит и от дохода заявителя?

Да, безусловно, уровень доходов ­ это главный критерий при предоставлении гражданам субсидий. Согласно установленным правилам предоставления субсидий заявитель должен предоставить сведения о доходах за шесть предшествующих месяцев до даты обращения. Без учета дохода субсидии предоставляются лишь нескольким категориям, например: женщинам, осуществляющим уход за ребенком до трех лет, или студентам до 23 лет, обучающимся на очном отделении (при этом предоставление соответствующих справок об отсутствии доходов обязательно).

 

Многие жители нашего района полагают, что если их семье предоставлены субсидии (льготы) на оплату ЖКУ по какой­-либо льготной категории (например, многодетная семья или ветеран труда), то они не имеют право получать субсидии на оплату ЖКУ с учетом доходов. Так ли это?

Нет, это мнение ошибочно. Субсидии на оплату ЖКУ с учетом доходов и субсидии на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан – это два разных вида социальной помощи в жилищно-­коммунальной сфере, при этом не взаимоисключающих. Однако, право на жилищную субсидию определяется с учетом получаемой субсидии по льготной категории в совокупном доходе семьи, а при расчете размера субсидии из суммы фактически понесенных расходов на оплату ЖКУ вычитается сумма полученной субсидии (так называемой льготы), т. е. субсидия начисляется в пределах остатка жилищно­коммунальных платежей, который не покрыт льготой.

 

Возможно ли изменение размера выплат субсидии в течение периода её предоставления?

Безусловно, возможно. Размер предоставляемой субсидии рассчитывается ежемесячно в течение периода предоставления субсидии (шести месяцев) с учетом любых изменений расчетных величин. При изменении одного из региональных стандартов или при изменении прожиточного уровня субсидии пересчитываются в беззаявительном порядке, а при изменении уровня доходов или размера фактических расходов граждан на оплату ЖКУ субсидия может быть пересчитана только на основании заявления с приложением документов, подтверждающих эти изменения.

  Размер жилищной субсидии также может измениться при её переоформлении на новый период по разным причинам: изменения совокупного дохода семьи, фактических начислений за жилое помещение и коммунальные услуги, изменение состава семьи и другие. При увеличении доходов семьи соответственно размер субсидии снижается. При других изменениях ситуация может быть разная, т.е. размер субсидии может быть изменен как в большую сторону, так и в сторону уменьшения.

Действующим законодательством установлено, что размер субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату ЖКУ.

Хочется еще раз привлечь внимание получателей всех видов субсидий на тот факт, что, получая данные выплаты, они должны контролировать сумму полученных и потраченных средств и не допускать нецелевого использования денежных средств. Для получателей субсидий должна стать правилом своевременная и полная оплата коммунальных платежей.

Марина Коковина, начальник отдела социальных гарантий УСЗН администрации Идринского района

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − пять =